Проверка и регулировка зазоров клапанов

Только автомобили выпуска до сентября 1984 г.
Для компенсации тепловых расширений в приводе клапанов должен быть обеспечен определенный зазор между кулачками распределительного вала и клапанами или коромыслами. Зазоры клапанов изменяются со временем из-за усадки клапанов, и износа привода клапанного механизма.
При слишком малом зазоре изменяются фазы газораспределения, ухудшается компрессия, снижается мощность двигателя, двигатель работает неровно. В экстремальных случаях могут деформироваться клапана или прогореть седла клапанов.
При повышенных зазорах возникают сильные механические стуки, изменяются фазы газораспределения, вследствие уменьшения времени открытия клапанов и тем самым ухудшения заполнения цилиндров снижается мощность двигателя, двигатель работает неровно.
Регулировка зазоров клапанов приносит желаемый успех только тогда, когда клапана обеспечивают хорошую герметизацию, их люфты в направляющих втулках не превышают предельно допустимых значений и концы стержней не разбиты.
Проверка и при необходимости регулировка зазоров клапанов производится в рамках регламента технического обслуживания через каждые 20000 км.
Проверка и при необходимости регулировка зазоров клапанов производиться как на холодном, так и на разогретом двигателе.
Зазоры клапанов на холодном двигателе (температура охлаждающей жидкости ниже 50˚С):
Впускные клапаны - 0,15 мм
Выпускные клапаны - 0,30 мм
Зазоры клапанов на разогретом двигателе (температура охлаждающей жидкости 60˚С - 80˚С):
Впускные клапаны - 0,20 мм
Выпускные клапаны - 0,35 мм

Проверка

Внимание: Не проворачивать двигатель за болт крепления распределительного вала. Не проворачивать коленчатый вал в обратную сторону.

  • Выставить распределительный вал таким образом, чтобы острие кулачка отошло от коромысла проверяемого клапана (кулачок прилегает к коромыслу образующей окружностью).
  • Измерить зазор клапана с помощью щупа, вставляемого между тарелкой регулировочного винта и концам стержня клапана (стрелки).
  • Зазор клапана считается правильно отрегулированным, если соответствующий щуп проходит с натягом.

Внимание: При протягивании щупа не допускать его заклиниваний поворачивающейся сферической чашкой регулировочного винта.

Внимание: Не путать впускные -Е- и выпускные -А- клапаны.

Регулировка

  • С помощью специального ключа отпустить контргайку регулировочного винта, одновременно удерживая регулировочный винт.
  • Выставить регулировочным винтом заданное значение зазора клапана.
  • Внимание: Если регулировочный винт заклинивает, заменить коромысло.

  • Затянуть контргайку моментом примерно 20 нм (оценочное значение), удерживая при этом регулировочный винт.
  • Еще раз проверить зазор клапана, проворачивая двигатель.
  • Таким же образом проверить и, если требуется, отрегулировать зазоры всех остальных клапанов.
  • Установить крышку головки цилиндров, см. раздел "Снятие и установка крышки головки цилиндров".
  • Установить воздушный фильтр, см. раздел "Снятие и установка воздушного фильтра".
  • Подсоединить разъем блока коммутации системы зажигания.